slux

Если ребенок плохо или непонятно разговаривает, путает буквы, меняет слоги местами, заботливые родители обратят на это внимание. Одни идут к логопеду, а у других нет на это времени или средств.

Услуги специалиста стоят недешево, к тому же нет гарантии, что эффект наступит через несколько сеансов или уровень знаний логопеда включает разнообразные методики. Любящие родители сами могут преодолеть проблемные моменты в речи, если будут знать особенности и правила развития фонематического слуха.

Понятие фонема и фонематический слух

Под фонемой понимают минимальную единицу звуковой речи. Однако фонему нельзя отождествлять со звуком. Это разные понятия. Звуки – это то, что мы слышим, с их помощью создаем слова. Один и тот же звук можно произнести с разной интонацией, усилить или приглушить его, а значит, количество звуков бесконечно. Фонем существует строго определенное количество. Например, в русском языке всего лишь 5 гласных фонем и 37 – согласных. Правильная постановка речи предполагает умение различать и воспроизводить все фонемы. Для этого человеку необходим слух.

slux

Слух, как таковой, включает в себя распознавание любых неречевых звуков, то есть, пения птиц, шума, мелодии и резких звуков. Другой вид – фонематический слух – помогает различать слова и звуки, правильно определяя смысл слова. Однако, развитый физический слух не означает высокий уровень фонематического. Если ребенок путает буквы в словах, необходимо проверить эту важную составляющую его развития, чтобы избежать дальнейших проблем в процессе запоминания, написания, произношения. Важно знать, что чем старше ребенок, тем сложнее отклонения поддаются корректировке. Поэтому родители должны знать всю динамику формирования фонематического слуха в каждом возрасте, чтобы вовремя развивать или увидеть проблему.

Как развивается слух в каждом возрасте

Первый год жизни. До своего рождения малыш способен воспринимать музыку, смех и громкие звуки. Когда ребенку исполняется 2-4 недели, у него появляется способность различать речевые звуки. С 4 месяцев малыш сам начинает подражать им. К концу первого года нормой является понимание и различение часто произносимых слов. Все это время родители должны активно разговаривать с ребенком, демонстрировать звукоподражания, менять интонацию, тембр голоса, задавать вопросы и отвечать на них. Например: «Как говорит собачка?» (Гав-гав). Важно, чтобы ребенок видел лицо взрослого. Его мимику и артикуляцию, ведь он развивается только подражая окружающим.

Второй год характеризуется активным развитием фонематического слуха. Малыш может различать все фонемы языка, на котором разговаривает и найти ошибку в устной речи взрослых, но свое произношение пока не может контролировать. В этом возрасте полезно играть в игру: «Угадай, что это?» Ребенку предлагают несколько музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка), демонстрируют их звучание, затем ребенок сам может проверить их работоспособность. Малыш отворачивается, взрослый играет на одном инструменте и просит кроху показать какой из предметов с ним «разговаривал».

Читайте также:  Раннее обучение чтению. Как не навредить?

После двух лет у детей появляется возможность самостоятельно определить звуковую ошибку в собственной речи. Если это достижение не сформируется к трем годам, то ребенку сложно будет овладеть правильным произношением. Именно на четвертом году жизни родители могут понять наличие проблем с фонематическим слухом у их малыша. В этом возрасте дети четко слышат глухие, шипящие или свистящие звуки и точно покажут, где дом, а где ком.

Около 4-5 лет закладывается умение анализировать слова: определять количество звуков в слове, их последовательность. Это составляет основу для хорошей обучаемости чтению и письму, иностранным языкам.

Как развить фонематический слух, чтобы ребенок был успешным в школе?

Из развития ребенка мы видим, что фонематический слух развивается начиная с рождения, а любящие родители могут помочь своему крохе, играя с ним. Подобные игры затрагивают определенную грань и расположены от простого уровня к сложному.

  1. Всем известные «Жмурки». Любимая игра детей, когда с завязанными глазами нужно определить, где находится человек, хлопающий в ладоши или звонящий в колокольчик.
  2. «Угадай говорящего». Записать на телефон голоса нескольких людей, включая ребенка, и дать прослушать. Малыш должен угадать кто это сказал. Полезно также прочтение сказок по ролям, с разной интонацией и тембром голоса.
  3. «Охотник». Малыш будет охотником, только вместо выстрела нужно хлопнуть в ладоши, а дичью будет определенный звук. Взрослый называет слова, чтобы они были подобны по звучанию, содержали парный звук (если он есть). Например, для звука «с»: коса, собака, коза, колбаса. Вариация: хлопнуть в ладоши, если ведущий правильно назовет слово (он намеренно меняет один звук): фышка, жишка, хышка, шишка.
  4. «Лишний». Взрослый придумывает и называет ребенку одинаковые слоги, среди них должен «проскочить» подобный. Цель игры: услышав лишний слог, малыш хлопает в ладоши и называет его (ва-ва-фа-ва-ва).
  5. «Продолжи». Игра, в которой нужно называть слова только на одну, заданную, букву. Другой вариант: продолжить цепочку, назвав слово на последнюю букву. Можно отгадывать слова, в которых намеренно пропущена одна буква.

И, конечно же, очень важно не превращать игры в занятия. Ребенку должно нравиться угадывать, можно вместе посмеяться над ошибочными словами, писклявым голосом маленького медвежонка или скрипучим бабы Яги. Уделяя своему малышу немного времени, вы прокладываете ему дорогу в будущее. Родители, помните: всему свое время. Любите своих детей и у вас все получится!

(Оцените статью)