Раннее обучение чтению. Как не навредить?

Удивительно – кажется, только вчера  кроха толкался в  вашем пузике, делал первые шаги, забавно курлыкал и лепетал, а  вы уже

Раннее обучение чтению

Статью подготовила Пятибратова Наталия Владимировна — логопед -дефектолог, Монтессори-педагог, а также эксперт журнала «Мой ребенок»

всерьез задумываетесь о его обучении.  Кто-то предпочитает учить малыша самостоятельно, кто-то водит в детские центры, но круг образовательных задач один и тот же: развитие мелкой и общей моторики, речи, обучение азам математики и, конечно, чтению. Увы,

чаще всего родителям хочется   научить  тому, что нужно уметь деткам более старшего возраста, и прежде всего это относится к  умению  читать.  Родители не всегда подкованы в этом  вопросе, и задача педагога детского центра или психолога, логопеда  часто сводится  к   разъяснительной работе о том, чему  нужно  учить  малыша сейчас, а чему — нет. Кстати,  широко распространенный миф о том, что «после трех уже поздно» вынуждает  многих педагогов, хочешь-не хочешь, учить малышей тому, что для них пока не актуально, а значит – бессмысленно.  Важно помнить, что для ребеночка  до 3 лет  умение читать гораздо менее актуально, чем  умение застегивать пуговицы. Даже если кроху удастся научить ряду уникальных для его возраста навыков (беглому чтению, счету, английскому языку, игре на скрипке), то родители  должны быть готовы к тому, что  получат в довесок невротизацию ребенка. Не случайно в нашей стране так много детских психологов.

Однако это не значит, что маленькому человечку не надо предлагать игровые методики обучения чтению, отнюдь. Сам процесс обучения чтению развивает такие полезнейшие функции, как память, внимание, мышление, речь.

Правила при обучении чтению деток 1- 3 лет:

1.Изучаем возрастные задачи и строим обучение в соответствии с ними.

Возрастная задача – это потребность в конкретной деятельности, она наиболее приоритетна для   успешного развития и  рождается в самом ребенке в разные периоды его жизни. Если игнорировать  эту потребность, то развитие будет

протекать искаженно, и количество клиентов логопедов и психологов будет только расти. 0-1 год –  это эмоционально-тактильный контакт с мамой, формирующий базовое доверие к миру; от  года до двух лет – предметная деятельность, установление причинно-следственных связей; от двух до трех лет —  сенсорное развитие, усвоение первых понятий цвета, формы, величины; развитие речи; потребность в самостоятельности; после трех лет  – интерес к чтению, счету и письму.

Как реализовать  это правило на практике:

Приобретая тот или иной комплект для обучения чтению, ставьте разумные цели:

  • Для деток 2-3 лет мы ставим первую цель: развитие речи во всем ее многообразии и вторую цель: научить  читать, ведь многим малышам это  под силу, особенно девочкам.
  • Для деток 3-5 лет мы ставим первую цель: научить читать слова, предложения, тексты и вторую цель: развитие  речи.

2.Двигаемся обходными путями.Раннее обучение чтению, фото

Ну и что, что до трех  лет большинству малышей  все равно – читают они или нет. Раз  целенаправленно  учить пока рано, будем хитрить.

Читайте также:  Общение с компьютером

Как реализовать это правило  на практике:

Полуторагодовалому малышу нравится
копошиться в песке или пересыпать крупы? В большую коробку насыпьте три-четыре пакета с фасолью, закопайте  туда несколько кубиков Зайцева или букв магнитной азбуки. Кроха с увлечением роется в этом богатстве, обнаруживает кубики или буквы, которые вы тут же озвучиваете. Из кубиков Зайцева можно прямо тут же сложить слова.

  • Прикрепите  кубик Зайцева  к нитке, а свободный конец держите в руке.    Кубик свободно крутится в воздухе, а вы озвучиваете ту сторону, которой он поворачивается к малышу. Эта нехитрая  игра очень хорошо развивает внимание.
  • Используем неугасимую любовь малыша к манипуляциям с предметами. К каждому  кубику Зайцева или букве с помощью скотча прикрепите металлическую канцелярскую скрепку. Малыш «ловит» кубики  с помощью игрушечной удочки с магнитом на конце. Каждый склад (буква)  озвучивается вами, ребенок повторяет. Из улова можно сложить и прочитать слова.
  • Напишите несмываемым маркером склады или буквы на белых шариках для пинг-понга. Бросьте в миску с водой. Малыш вылавливает шарики ситечком, ваша задача – озвучить «рыбку». Игры с водой – это всегда беспроигрышный вариант.

3. Используем такие  игровые методики,  где не нужно сидеть на одном месте.

Понятно, что  малышу раннего возраста усидеть за  столом более 2-3 минут непросто. Будет убегать, сопротивляться, капризничать – и правильно сделает.Чем младше ребенок, тем больший объем кислорода ему нужен для полноценного развития мозга. Самый простой способ добыть кислород – много двигаться. Сама природа побуждает малышей так много прыгать, бегать, лазить. Вот почему обязанность каждой мамы — обеспечить малышу такую образовательную среду, где он мог бы двигаться столько, сколько хочет.

Как реализовать это правило на практике.

Вообще, если отталкиваться от нужд  ребенка,  которые он сам демонстрирует, то само слово «занятие» исчезнет. Развитие малыша превратится в постоянный, очень интересный, а главное –  неутомительный для мамы-хозяйки процесс. Ориентируясь на возрастные задачи, вы сможете без труда помочь малышу хорошо развиваться.

Удачи! Все получится!

(Оцените статью)