Если ребенок хочет быть самым лучшим: хорошо это или плохо?!

Перфекционизм — высокая требовательность, стремление к совершенству (лат. «perfectus» — абсолютное совершенство). Слово частоСтремление ребенка быть лучшим, фото употребляют в негативном смысле, подразумевая попытку добиться невозможного.

Детям он тоже свойствен

Десятилетняя дочь переживает, если ее прическа не идеальна — не должно быть ни единой торчащей пряди. Восьмилетняя внучка не отправит письмо бабушке, если какая-то заглавная буква получилась недостаточно красивой: будет переписывать, пока не доведет каллиграфию до совершенства… Насколько такое стремление характерно для детей? Как быть родителям, почувствовавшим в своем чаде дух перфекционизма? Когда стремление к лучшему превращается в жесткую зависимость и служит причиной череды негативных переживаний для ребенка и его окружения, важно понять причины и помочь маленькому «идеалисту». Итак, стремление к совершенству можно условно разделить на три типа: ситуационный перфекционизм (временное явление, ребенок начал стремиться все делать «на пять»); совершенство мира (в фокусе внимания ребенка — внешний мир и его преобразование); собственное совершенство (в фокус внимания ребенка — он сам, образ Идеального Себя).

Ситуационная модель

Признаки.

Ранее вы не замечали за своим чадом подобного, но с определенного момента ребенку стало важно выглядеть идеально, он старается делать что-либо (рисовать/ петь/танцевать/учиться) лучше всех. При этом ему важна именно ваша реакция на его успехи, ваше одобрение.

Причины.

При некоторых стрессовых ситуациях (расставание родителей, смена места жительства или школы/садика, другие серьезные изменения в привычной обстановке) у малыша может появиться стремление к идеальному поведению. Подобная реакция может быть вызвана как желанием заслужить любовь и признание нового окружения, влиться в новый коллектив, так и стремлением порадовать своими успехами.

Что делать?

Проанализируйте, что именно оказало влияние на ребенка. Больше общайтесь — дайте ему понять, что чувствуете и цените его поддержку. Сделайте ситуацию понятной для ребенка, если она связана с вами. Если же стремление к совершенству вызвано адаптацией к новой среде (саду, школе), вместе обсудите, что нужно для вхождения в новый коллектив, укрепите его веру в себя. По прошествии небольшого времени, малыш адаптируется, его поведение станет более ровным. Если же признаки перфекционизма в его поведении проявляются постоянно, остановимся на других двух типах.

Совершенство мира

Признаки.

Малыш расстраивается по поводу негативного отношения сверстников: «Они не хотят играть со мной, они не любят меня!» (Мама говорила, что все его любят.) Или краски для рисования недостаточно яркие: «Зеленый должен быть, как листья деревьев на даче!» Суть проявления похожа на некие претензии к миру я хорош, а мир несовершенен!

Причины.

Можно предположить, что
либо ребенок избалован и капризничает, либо он — прирожденный преобразователь и реформатор, — тот, кто «новый мир построит».

Что делать?

Отличить капризы от тяги к совершенству можно, обратив внимание на то, как ребенок поступает: только подмечает недостатки или хочет их исправить, «усовершенствовать». Если имеет место второе, — ваш ребенок — преобразователь и творец. Если же он ограничивается лишь замечаниями, попробуйте завести с ним игру «в усовершенствование»: задавайте вопросы, предлагайте найти решения.

Читайте также:  Развитие самостоятельности у детей

Собственное совершенство

Признаки.

Ребенок стремится быть лучше, красивее, умнее, быстрее всех. Безусловно, нет ничего плохого в таком стремлении, но… Если на его одежде оказывается пятнышко, он начинает рыдать… Если его рисунок не признается самым лучшим в классе, это является поводом для бессонной ночи… Стремление к совершенству определяет его жизнь.

Причины.

У ребенка есть ощущение: «Я делаю это недостаточно хорошо», т. е. существует разрыв между собой реальным и идеальным. В такой ситуации важно понять, кем создан этот идеальный образ — самим малышом (он придумал его или равняется на героя из любимого фильма/старшего брата), или же образ навязан извне, ребенка провоцирует окружение? В зависимости от причин нужно выбирать линию поведения.

Равнение на героя: что делать?

Очень хорошо иметь кумиров, равняться на успешных и любимых людей. Если таков случай вашего ребенка, то чаще это — компенсация. Героя любят, точнее, в нем привлекают какие-то качества, которых не хватает нам самим. Задайте ребенку вопросы: «Чем он тебе нравится? Что в нем самое лучшее?» — выясните, что важно для вашего отпрыска и помогите ему поработать над собой. В данном случае это можно обратить на пользу.

Образ «по требованию»: что делать?

Требования окружения заставляют меняться: любят отличников, играют со спортивными, наказывают тихих. Побуждения соответствовать могут быть также различны: либо стремление избежать чего-то (страха одиночества, наказания) или, напротив, стремление к… (причина — жажда любви и признания). Как то, так и другое зачастую является стимулом для постоянного совершенствования. При ситуации, которая важна для вашего ребенка, задайте ему вопросы, уточните причину поведения. Но не путайте вопросы с допросом! Старайтесь избегать слов «зачем» и «почему» — они вызывают защитную реакцию — ребенок (да и взрослый) чувствует необходимость оправдываться. Спросите: «Что будет, если ты…», «Как ты почувствуешь себя, если сделаешь так…», «А если не получится так сделать, что произойдет?». Ответы могут вас очень удивить! Так вы поймете, что лежит в основе его стремления — естественный порыв или вынужденная работа над собой. Например: «Тогда девочки меня засмеют/перестанут считать самой красивой» (жажда любви, стремление к признанию, потребность в похвале и т. п.) или «Меня не примут в хор/выгонят из класса/ты не пойдешь со мной к…» (страх наказания).

(Оцените статью)