Отношения детей при выполнении совместной работы

При первом типе взаимоотношений положительное отношение к совместной деятельности эмоционально окрашивает весь её процесс:

Посмотрите, пожалуйста, какими хорошими вышли у нас эти две голубые линии и красный цветочек посередине! Правда, весь торт будет красивым, если мы все хорошо постараемся?

Обеспокоенность за общее дело сразу же сказывается и на характере взаимоотношений детей. Алёнка с теплыми нотками в голосе обращается к Саше, улыбается ему:

Саша, ты просто молодец, а я и не знала, что ты так хорошо и быстро умеешь работать!

Дети искренне радуются успеху своего товарища: «Вы только посмотрите, какой хороший цветок вылепила Маринка!», «Ой, как хорошо всё сделала Наталья!», «А Дима тоже постарался!».

Когда детей объединяет забота об общем деле, обязательно появляется взаимная требовательность:

«Ты, Игорь, работай старательно, а то мы больше никогда не возьмём тебя в свою группу. Ты сейчас всех нас очень подводишь». «Слава, что делаешь? Надо совсем не так. Вон какой у тебя большой цветок, он займёт много места, тогда не поместятся украшения, которые делают другие дети».

Отношения детей при выполнении совместной работы

В отношении к товарищу появляется внимательность: «Танечка, давай не будем больше говорить, а то мы мешаем работать Лене. У неё ещё узор получится плохим». Таня не постаралась и все получилось плохо.

Проявления такого эмоционального отношения к неудачам партнёров по совместной деятельности — верный признак настоящего переживания за общее дело.

Взаимоотношения формального сотрудничества или партнёрства характеризуются эмоционально позитивным отношением участников деятельности к процессу и результатам при отсутствии внимания к переживаниям товарища по поводу его личных успехов или неудач. Дети проявляют радость от одобрения взрослым собственного результата, но ревниво относятся к успехам другого. В их взаимоотношениях нет той теплоты и переживания об общем результате, которые они демонстрируют при настоящем сотрудничестве. Неудачи товарища совсем не волнуют детей. Ярким примером подобных отношений может быть такая ситуация. Ира, Саша и Галя выполняют аппликацию. Ира внимательно следит за каждым движением своих партнёров и время от времени делает им замечание о качестве выполнения:

Саша, ты совсем криво клеишь цепочку, работа у нас получится совсем плохой. Галя, смотри, как много клея ты набираешь на кисточку, на бумаге будут пятна, я уже раз говорила тебе об этом.

Некоторые дети при этом типе взаимоотношений, наоборот, не делают никаких замечаний товарищам, которые не могут справиться со своей частью работы, не поучают их, а молча забирают у них из рук изделие и производят его сами. Эти дети не пытаются научить своего партнёра, помочь или объяснить ему, как следует выполнять задания, их интересует только конечный результат. Когда воспитатель отмечает достижения партнёра, они не упускают случая похвалить себя — «А это я помог Толе выполнить работу».

Читайте также:  Дети после развода

Интересно, что при взаимоотношениях формального сотрудничества дети пытаются поровну разделить между собой материал, чётко определить свой участок работы ещё до того, как приступят к его выполнению. При первом типе взаимоотношений этим моментам дети не придают особого значения.

Взаимоотношения типа сосуществования характерны тем, что общность проявляется когда дети выполняют задания на одном листе бумаги, если они, например, делают аппликацию. Однако каждый из участников вполне самостоятельно выполняет собственную часть работы без каких-либо волнений за успех общего дела. Они любой ценой пытаются заслужить похвалу в свой адрес и сознательно «не замечают» даже очевидных успехов товарища.

Отношения детей при выполнении совместной работы

На листе бумаги Алёнка, Саша и Дима выполняют аппликацию. Воспитатель предлагает детям сначала договориться, каким узором они украсят лист. Каждый из партнёров пытается отстоять свою независимость: «Я буду украшать весь лист, делать все, что захочу!». «Лена, ты не очень командуй, я тоже буду, как захочу!» Отсутствие договорённости нарушает композицию узора, что сразу становится очевидным для всех участников совместной деятельности. Однако никто на это не обращает внимания, каждый занят только своей частью работы и болеет только за неё. Один узор надвигается на другой, дети ссорятся и предлагают друг другу занять свободное место на листе: «Дима, я уже присоединила свои листочки к твоим», «Берегись, Лена, я сейчас твой цветок закрою узором». Ни один из детей не хочет подождать, пока закончит товарищ, все работают одновременно, условно разделив лист бумаги на «свои» части. Закончив, каждый поднимается и идёт, совсем не поинтересовавшись делами товарища.

Отсутствие в отношениях теплоты и взаимопомощи, настоящей заботы об общем деле становится очевидным из высказываний детей: «Вот я подожду и посмотрю, что они тут без меня сделают». «Ха-ха! Вы только посмотрите, что они здесь делали, все испортили!». Преобладают позитивные оценки собственной части работы, а результат в целом не оценивается и вообще: «Мне нравятся цветочки, которые я наклеивала сама». Некоторые дети стесняются признаться, что им нравится только своя работа, поэтому они говорят: «Мне нравится вот это» и показывают на свою часть работы.

Различные типы взаимоотношений порождают у детей и различные переживания. В первом случае — радость и удовольствие от успеха общего дела, огорчения по поводу неудач товарища; во втором — положительное эмоциональное отношение к делу при отсутствии внимания к неудачам и переживаниям товарища, чувство удовлетворения от похвалы за общие и собственные успехи и ревнивое отношение к успеху товарища; в третьем — безразличное отношение к общему успеху, положительное эмоциональное отношение к похвале в свой адрес, попытки её заслужить и негативное отношение к даже очевидным успехам товарища, желание унизить их.

(Оцените статью)