Артикуляционная гимнастика для малышей

Казалось бы, что тут сложного, освоить речь, однако для многих  малышей эта задача не из легких.  На самом деле речь – это Артикуляционная гимнастика для малышей, фотосложнейший психический процесс, в котором участвуют  самые разные отделы головного мозга и анализаторы.  Мало того, что малышу необходимо освоить множество разных понятий (от чего зависит объем пассивного и активного словаря), но и  научиться согласовывать  движение органов артикуляции: языка, губ, щек, а также дыхания с эталонами звуков, которые он слышит от близких. Чем не Цицерон, если учесть, что всего-то за 4-5 лет ребенок усваивает произношение  более 50 разных звуков речи (у большинства твердых согласных есть мягкие пары, которые тоже усваиваются постепенно). Нет ничего удивительного, что лет до трех-четырех  детки испытывают трудности в произношении, заменяют один звук на другой или вовсе не произносят звуки; бывает, что звук звучит искаженно.  Так и получается, что  перед школой логопед нужен  каждому пятому ребенку. Если ребенок не может правильно произносить звуки Ш,Ж,Щ,Ч, Ц, а также Л и Р до 3 лет, то профессиональные логопедические занятия не нужны. Если же в речи трехлетки вы не слышите звуков С, СЬ, простых звуков, таких как К,Г,Х, а речь его непонятна окружающим людям – логопед необходим. За внешним несовершенством речи ребенка могут скрываться проблемы и посерьезнее, например, безграмотная фраза, бедный словарный запас, нарушения слоговой структуры слов.  Если вы не испытываете неудобств при общении со своим трехлетним крохой, то можно  помогать малышу освоить звукопроизношение самостоятельно. На помощь приходит комплекс артикуляционной гимнастики, разработанный специально для дошкольников; он отличается от такого же комплекса для взрослых игровой формой занятий. Вы можете скачать в интернете артикуляционную гимнастику Куликовой или же курс, разработанный  Косиновым и  Костыгиным, а можете просто посмотреть упражнения в картинках, а затем заниматься со своим ребенком, это не сложно, хотя и требует творческого подхода.

Что можно считать нормой у самых маленьких?

Дети до 3-3,5 лет смягчают звуки при произношении, могут переставлять слоги и сокращать трудные слова, нередко они не могут произносить шипящие, звуки Л и Р.  Если же эти проблемы сохраняются дольше, ребенок нуждается не только в консультации логопеда, его должен осмотреть психоневролог и ортодонт.

Причиной нарушения речи у самых маленьких может быть неврологическая патология, а так же такие проблемы, как, например, неправильный прикус или короткая  подъязычная уздечка, и тут помочь может только специалист. Есть специальные упражнения логопедической гимнастики, которые позволяют добиться прогресса даже при этих проблемах.  Помните, что если за две-три недели самостоятельных занятий  вы не увидели результата, необходимо обратиться к логопеду. При выполнении некоторых артикуляционных упражнений во избежание ухудшения произношения необходимо соблюдать ряд правил, о которых знает только специалист.

Читайте также:  Паховая грыжа у ребенка

Сегодня во многих массовых  детских садах есть специальные логопедические группы. Ребенок может попасть в такую группу в возрасте старше 4 лет, артикуляционная гимнастика в детском саду проводится профессиональными логопедами. С ее помощью логопед ставит звуки,  исправляет нарушения слоговой структуры слова. Кроме того, можно вызвать логопеда на дом.  Не забудьте поинтересоваться у частнопрактикующего специалиста о наличии у него диплома о высшем дефектологическом образовании, опыта работы и сертификата и прохождении курсов повышения квалификации, желательно на тему логопедического массажа.

На многих сайтах в интернете сегодня можно найти комплексы упражнений артикуляционной гимнастики в картинках, с подробной инструкцией, они допустимы для применения как у совершенно здоровых малышей, чтобы помочь им быстрее научиться говорить правильно, так и у детей, причиной задержки речевого развития которых стали серьёзные нарушения в состоянии здоровья.

Важно помнить, что не всегда нарушения речи является патологией, её становление проходит у всех малышей индивидуально. Различают физиологические (возрастные) нарушения и патологические,  при которых малыш явно запаздывает в развитии речи. На становление речевой функции оказывают влияние не только систематические ежедневные занятия, но и  то, как общалась мама с малышом, когда он был еще в животике. Так называемое  пренатальное общение (а разговаривать с ребенком можно начинать уже на 20 неделе беременности), положительно влияет и на эмоциональное развитие малыша, формирует крепкую связь «мама-ребенок».

При формировании  речи важно обращать внимание не  только на ее внешнее оформление (звукопроизношение), но и на фундамент, на котором она строится. Таким фундаментом считается потребность в говорении.   Иллюстрацией к этому утверждению можно считать известный анекдот про  Эйнштейна.  Он долго не говорил, и его родители уже переживали, что он может быть умственно неполноценным. Но однажды ему налили слишком горячий суп, о чем он сообщил родителям немедленно, при этом очень отчетливо и правильно произнося слова. Когда его спросили, почему же он молчал раньше, он ответил, что просто не было необходимости говорить. Полезно создавать так называемые проблемные ситуации для малыша, когда он вынужден пользоваться речью.

Если ваш трехлетка ещё не говорит фразами, а  правильно произносимые  звуки можно пересчитать по пальцам – не откладывайте визит к логопеду.  В такой серьезной ситуации артикуляционная гимнастика не поможет, а вы потеряете драгоценное время. В дефектологии есть золотое правило: чем раньше начата коррекционная работа с плохо говорящим ребенком, тем ярче будет результат.  Большинство проблем с развитием речи  хорошо поддаются коррекции, и к школе вы даже не вспомните, что они были.

(Оцените статью)
  • http://success-csv.ru/ Татьяна

    Я с вами полностью согласна помощь родителей в первую очередь. Когда была маленькой не выговаривала букву «р» . Папа всегда смеялся, высовывал язык и доставал им свой кончик носа, у него так прикольно это получалось, а как получится у тебя заводил он. Только потом я узнала, что есть такое упражнение. 😛

  • Lana

    Вот и я сейчас учу свою старшую дочку выговаривать «р». В свое время у меня тоже были проблемы с этой буквой. Помню, мне было уже 6 лет, а я не могла ее выговаривать. Девочка во дворе, которая была младше меня на 2 года, учила меня. Мне так было стыдно. Маме, к сожалению, не хватало времени на то, чтобы заниматься со мной артикуляционной гимнастикой. Она была для нас с братом и мама, и папа (приходилось одной работать много, чтобы прокормить нас, отец ушел от нас).

  • http://mother-and-baby.ru/ Наталья

    мы тоже пока много букв не выговариваем. Занимаются с логопедом. до «р» пока далеко, сейчас воюем с «с» и «л»