Что делать, если ребенок заикается? Советы логопеда
Что делать, если ребенок заикается? Советы логопеда, фото

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми,   мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто  путают с так называемыми «запинками»  (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды.  И тот,  и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь  отличать заикание от запинок,  ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) —  часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое  требует иной коррекции, нежели заикание и  обычно возникает в случае, когда развитие мышления  малыша опережает его речевые возможности. Часто  сопровождаются хорошим  развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения  запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных.  Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если  вовремя не обратить  внимание на повторы слогов и слов в речи  и не принять профилактических мер, то риск возникновении  заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша  «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

  1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
  2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок  на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее.  Если  у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками  – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у  ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений;  запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда  ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками  начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это  неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог  прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны,  за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся  с  детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед  в игровой форме учит малыша  приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.
Читайте также:  Что необходимо знать о диагностике и лечении внематочной беременности

При коррекции заикания  делаем так:

  • Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
  • Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне  стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
  • Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.Что делать, если ребенок заикается? Советы логопеда, фото

Следует пересмотреть свое поведение  в отношении   воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

  • Следите, как —  быстро или медленно — вы говорите с ребенком и  как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
  • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас,  буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
  • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить  просмотр телевизора и  компьютерные игры до 15-20 минут в день.
  • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции  оказывают  хороший психотерапевтический эффект.
  • Если  ваш малыш стал запинаться из-за  интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай  малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
  • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на  своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить  слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок  во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается.  Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
  • При общении с ребенком с запинками  дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах,  ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Если  запинки в речи  малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации  у логопеда ничего делать не нужно.   При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.

(Оцените статью)
  • Гость

    Ребенок может преодолеть заикание. Для этого нужно ежедневно заниматься улучшением речи, тогда результат превзойдет все ожидания. Есть хороший способ для достижения красивой речи.

  • Михаил Садовников

    По поводу заикания обратитесь к известному специалисту в области логопсихокоррекции — Елене Николаевне Садовниковой. Мой друг и многие другие дети у неё лечились. Без химии и заоблачных сумм. До сих пор не заикаются. Если что, вот её группа в вк — https://vk.com/vzerkale44